Военные технологии

Непроницаемый щит ЗПРК «Тунгуска». Часть 1

Непроницаемый щит ЗПРК «Тунгуска». Часть 1

В конце 60-х — начале 70-х годов ХХ века советским военным стало ясно, что хотя ЗСУ «Шилка» и обладает уникальными качествами, но ее возможностей уже недостаточно для надежного поражения вновь разработанных летательных аппаратов (ЛА) противника.

Появившиеся у США новые бронированные боевые вертолеты выдерживали попадания 23-мм снарядов. Это показал конфликт между Египтом и Израилем в 1973 году. Израилем были впервые применены вертолеты, вооруженные мощными противотанковыми комплексами. Тактика их действия была простой и оригинальной. Вертолет на расстоянии 1,5-2,5 км из-за укрытия, зависая, производил пуск противотанковой ракеты, управлял ею до поражения цели, а затем опять прятался за укрытие. Такой стиль боевого применения назвали «стрельбой с подскоком». Подобным способом практически без потерь израильтяне уничтожили более 70 египетских танков. При этом время «подскока», которое вертолет был доступен зенитным средствам для обнаружения и обстрела, составляло 3-5 мин. А легкие ПЗРК типа «Стрела-1», «Стрела-2» и ЗСУ «Шилка» хотя и имели достаточно времени для реакции на появление противника, но их слабый боеприпас не мог пробить броню хорошо защищенного вертолета.

Непроницаемый щит ЗПРК «Тунгуска». Часть 1

Еще одной причиной, по которой военных не устраивал калибр пушек «Шилки», стала разработка фирмой Фэйрчайлд / Рипаблик США и принятие на вооружение в середине 70-х годов ХХ века штурмовика А-10 «Тандерболт» II. Американский бронированный одноместный двухдвигательный штурмовик был разработан для уничтожения танков, бронемашин и прочих наземных целей. Назван в честь истребителя-бомбардировщика Второй мировой войны P-47 «Тандерболт». Его броня также могла выдерживать попадания 23-мм снарядов.

Время реакции ЗСУ «Шилка», особенно в автономном режиме, было уже также недостаточным. В то же время войсковая эксплуатация и боевое применение ЗСУ-23-4 «Шилка» показали, что она способна вести эффективную борьбу не только с низколетящими воздушными целями, особенно в сложной помеховой обстановке, но и с наземным противником.

В связи с этим Министерство обороны выдало тульскому КБ приборостроения тактико-техническое задание на выполнение опытно-конструкторской работы по разработке пушечного комплекса с использованием снарядов калибра 30 мм. Опытно-конструкторская работа получила название от притока Амура — реки Тунгуски (индекс ГРАУ — 2К22, по классификации НАТО — SA-19 Grison), аналогично Шилке. Сама зенитная установка имеет индексы 2С6 и 2С6М.

В ТТЗ на разработку комплекса были заданы требования по дальности, высоте и боевой эффективности стрельбы, вдвое превышавшие аналогичные характеристики ЗСУ-23-4 «Шилка», а время реакции разрабатываемой ЗСУ, то есть промежуток времени от момента выдачи информации по цели от СОЦ (станция обнаружения цели) на средства сопровождения до нажатия оператором кнопки «Пуск», не должно было превышать 10 сек. Новый комплекс должен был прикрывать мотострелковые и танковые подразделения на поле боя и на марше от истребительной и штурмовой авиации противника. По итогам проведенной в 1973 году НИР «Запруда», в рамках которой исследовались вопросы защиты войск от ударных вертолетов, стало очевидным, что перспективная ЗСУ должна быть оборудована и зенитными ракетами, чтобы улучшить ее возможности по борьбе с ними. Главным конструктором был назначен А.Г. Шипунов.

Непроницаемый щит ЗПРК «Тунгуска». Часть 1

ЗПРК «Тунгуска», по классификации НАТО — SA-19 Grison

В заделе у Шипунова имелась мощная и легкая двуствольная высокоскоростная пушка конструкции В.П. Грязева. Ракеты не было. Но имелся очень оригинальный замысел. В результате была разработана самая быстрая на то время среди малых зенитных комплексов ЗУР 9М311, в которой 50% массы и объема второй (маршевой) ступени отводилось для боевой части. Управлялась ракета командами, формируемыми аппаратурой, установленной в зенитной самоходной установке, а в самой маршевой ступени бортовая аппаратура занимала небольшой объем, что и позволило оснастить маршевую ступень мощной боевой частью.

Ракета, используемая «Тунгуской», является двухступенчатой. Первая ступень — стартовая, вторая — маршевая. Стартовая ступень состоит только из двигателя и небольших стабилизаторов и предназначена для разгона второй ступени до скорости 900 м/с за 2,6 с. После того как двигатель отработал, он отделяется, т.е. отделяется первая стартовая ступень. Вторая ступень — маршевая — продолжает полет без двигателя по инерции и за счет своих высоких аэродинамических характеристик сохраняет высокую скорость. Конструктивно она выполнена как обычная ракета, но без двигателя. Она оснащена системой наведения, рулевыми поверхностями, которые позволяют ей маневрировать в полете, и боевой частью. Маршевая ступень весит 18,5 кг, и 9 из них приходится на боевую часть. Так что маршевая ступень является полноценной второй ступенью ракеты, и одним из ее компонентов оснащения является боевая часть.

Поэтому на дальности 8 км ракета имела скорость до 450 м/с и могла выдерживать перегрузки в 5…7g, достаточные для поражения маневрирующей воздушной цели.

Для наведения вооружения на цель в ЗСУ 2С6 использовалась комбинация радиолокационных и оптических средств. Это позволило уверенно работать по целям, летящим на предельно малой высоте — до 10 м. Комбинация РЛС и оптики также повысила и общую помехозащищенность комплекса.

Непроницаемый щит ЗПРК «Тунгуска». Часть 1

Зенитная самоходная установка (ЗСУ) 2С6 — основной элемент ЗПРК, автономная боевая единица

В связи с принятием на вооружение ЗРК «Оса-АК» разработка ЗСУ с близкими характеристиками была прекращена (1975-1977 гг.). Однако при этом не была учтена специфика борьбы с боевыми вертолетами в полковом звене, что показала война во Вьетнаме, где широко использовались вертолеты с противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР).

Поэтому в 1973 г., по результатам специальных исследований, был сделан вывод о необходимости продолжения работ. В соответствии с окончательными требованиями (1975 г.) боевая эффективность стрельбы ЗСУ «Тунгуска» артиллерийским / ракетным вооружением должна быть в пределах: по самолету — 0,32-0,7 / 0,45-0,7, по вертолету — 0,5-0,74 / 0,7-0,75. И в 1980 г. для решения задач борьбы с боевыми вертолетами на поле боя был создан зенитный пушечно-ракетный комплекс (ЗПРК) «Тунгуска».

Кроме КБП, в создании установки участвовали: Ульяновский механический завод МРП (радио-приборный комплекс, главный конструктор Ю.Е. Иванов), НИЭМИ МРП (счетно-решающий прибор), Минский тракторный завод МСХМ (гусеничное шасси ГМ352 с системой электропитания), Ковровский ВНИИ «Сигнал» МОП (системы наведения, стабилизации линии выстрела и оптического прицела, аппаратура навигации), Ленинградское ЛОМО (прицельно-оптическое оборудование), а также ряд других оборонных организаций и учебных заведений страны.

Испытания проводились на Донгузском полигоне в оренбургских степях. После успешных испытаний Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 8.09.1982 г. комплекс был принят на вооружение Войск ПВО Сухопутных войск.

Производство ЗПРК «Тунгуска» было организовано на Ульяновском механическом заводе, ставшим головным предприятием по его выпуску.

ЗПРК «Тунгуска» представляет собой автономный высокомобильный многофункциональный комплекс ближнего действия, предназначенный для борьбы с самолетами, вертолетами, крылатыми ракетами (КР) и ДПЛА, легкобронированными наземными и морскими целями в сложной радиоэлектронной обстановке в любых погодно-климатических условиях днем и ночью. Его боевые возможности обеспечивают непосредственное прикрытие войск и отдельных объектов в наступательном и оборонительном бою, на марше и при расположении на месте от ударов сил воздушного нападения (СВН) противника с предельно малых, малых и частично средних высот.

Непроницаемый щит ЗПРК «Тунгуска». Часть 1

Зенитная самоходная установка (ЗСУ) 2С6 — основной элемент ЗПРК, автономная боевая единица

Созданный на 8 лет раньше зарубежного многоцелевого ракетного комплекса «Адатс», ЗПРК «Тунгуска» стал первым в мире уникальным многоцелевым зенитным пушечно-ракетным комплексом двойного назначения. По сравнению с другими зенитными самоходными комплексами ближнего действия отечественного и зарубежного производства он в большей степени соответствует критерию «стоимость-эффективность».

Сразу хочется развеять одно заблуждение, которое может оказаться у читателей. Многие представляют себе, что «Тунгуска» или, например, подвижный грунтовый ракетный комплекс стратегического назначения «Тополь» — это только самоходная установка с пушками и ракетами или только ракетой (в случае с «Тополем»). Однако это не так! ЗРПК «Тунгуска» — это не только самоходная зенитная установка, а целый комплекс машин военного назначения (в состав которого входит и зенитная установка), которые обслуживают зенитную установку и ее агрегаты во время работы и хранения. Это также и учебно-тренировочные средства. Итак, когда в этот вопрос внесли ясность, можем привести состав комплекса. Комплекс состоит из:

  • боевых средств;
  • средств технического обслуживания и ремонта;
  • учебно-тренировочных средств.

К боевым средствам ЗРПК относятся:

  • зенитная самоходная установка (ЗСУ) 2С6, вооруженная зенитными автоматами 2А38 и ЗУР 9М311.

В состав средств технического обслуживания и ремонта входят:

  • транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 2Ф77М, перевозящая 1,5 боекомплекта патронов и 1 боекомплект ЗУР (по одной машине на каждую ЗСУ 2С6);
  • машина ремонта и технического обслуживания (МРТО) 1Р10 для проведения ТО-1 (техническое обслуживание);
  • машина технического обслуживания (МТО) 2В110-1для проведения ТО-2;
  • машина ремонта и технического обслуживания (МРТО) 2Ф55 с комплектом группового и частично одиночного ЗИП (запасной инвентарь и принадлежности);
  • машина (мастерская) технического обслуживания МТОАГЗ-М1;
  • дизельная электростанция ЭСД2-12.

Учебно-тренировочные средства включают:

  • тренировочное устройство для командира ЗСУ и оператора РЛС 1РЛ912М-2У467;
  • автономный тренажер наводчика оптического прицела 9Ф810М;
  • учебно-действующую ракету 9М311;
  • габаритно-массовый макет ракеты 9М311;
  • учебно-разрезную ракету 9М311;
  • учебные 30-мм выстрелы;
  • учебный класс изучения материальной части ЗСУ и приемов ее эксплуатации (комплект электрифицированных стендов).

Для проверки ракет на базах (складах) хранения применяется автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция (АКИПС) 9В921-М.

Теперь рассмотрим зенитную установку по составным частям.

Боевая машина (БМ) ЗСУ 2С6 — автономная боевая единица, способная самостоятельно или по данным целеуказания обнаруживать воздушные цели в движении, определять их государственную принадлежность и степень опасности, обстреливать и уничтожать с определенной вероятностью огнем из пушек или ракетами (с короткой остановки). При необходимости, кроме того, ЗСУ 2С6 может поражать живую силу и легкобронированные наземные (надводные) цели противника.

Принципиальное отличие от аналогичных зенитных средств малой дальности состоит в совмещении в одной боевой машине (БМ) пушечного и ракетного вооружения, оптико-электронных средств обнаружения, сопровождения и управления огнем (РЛС обнаружения, РЛС сопровождения цели, аппаратуры «свой-чужой», прицельного оптического оборудования, цифровой вычислительной системы и приводов наведения).

Кроме того, ЗСУ оснащена встроенной аппаратурой контроля неисправностей и навигации, системами жизнеобеспечения, связи, автоматики, а также противоатомной, противохимической и биологической защиты.

Бронированная герметизированная башня, кондиционер, отопитель и фильтровентиляционная установка обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности экипажа, его защиту от пуль и средств массового поражения. Вся аппаратура и вооружение ЗСУ размещены на шасси многоцелевого тяжелого транспортера гусеничного (МТ-Т) с противопульным бронированием, обеспечивающим машине высокую проходимость, маневренность и плавность хода при скорости движения до 65 км/ч.

Непроницаемый щит ЗПРК «Тунгуска». Часть 1

Транспортно-заряжающая машина 2Ф77М рядом с ЗСУ 2С6

Станция обнаружения целей (СОЦ) — когерентно-импульсная РЛС кругового обзора дециметрового диапазона волн. Обеспечивает обнаружение целей на фоне интенсивных отражений от подстилающей поверхности земли и в пассивных помехах, однозначное определение дальности и радиальную составляющую скорости цели, обеспечивает ее сопровождение по дальности и азимуту, автоматическую выдачу данных целеуказания ССЦ и текущей дальности в цифровую вычислительную систему в условиях применения противником интенсивных радиоэлектронных помех. Электромеханическая стабилизация антенны СОЦ обеспечивает ведение боевой работы в движении.

Станция позволяет с вероятностью 0,9 обнаруживать истребитель в диапазоне высот 25-3500 м на удалении до 20 км с разрешающей способностью 500 м по дальности, 5-6° и 15°по азимуту и углу места соответственно. Среднеквадратические ошибки определения координат цели не превышают 20 м по дальности, 1° и 5° по азимуту и углу места соответственно.

Станция сопровождения целей (ССЦ) — когерентно-импульсная РЛС сантиметрового диапазона волн с двухканальной системой сопровождения по угловым координатам и фильтровой селекцией движущихся целей в каналах автодальномера и углового автосопровождения. Коэффициент подавления пассивных помех и отражений от местных предметов составляет 20-25 дБ. Станция с антенной в передней части башни переходит на автосопровождение в режимах целеуказания и поиска цели в секторе 120° по азимуту и 0-15° по углу места.

С вероятностью 0,9 ССЦ способна автоматически сопровождать по трем координатам летящего на высотах 25-1000 м истребителя с дальности 10-13 км (по данным СОЦ) и 7,5-8 км при самостоятельном секторном поиске. При разрешающей способности не хуже 75 м по дальности и 2° по угловым координатам среднеквадратические ошибки сопровождения цели станцией не превышают 2 м по дальности и 2 делений угломера по угловым координатам.

Обе станции уверенно обнаруживают и сопровождают низколетящие, зависшие цели (вертолеты). Действующие на высоте 15 м со скоростью 50 м/с вертолеты обнаруживались СОЦ с вероятностью 0,5 на дальности 16-17 км, а с 11-16 км ССЦ переходила на их автосопровождение. Последняя способна определять зависший вертолет по доплеровскому изменению частоты отраженного от вращающегося винта сигнала и переходить на его автосопровождение по трем координатам.

Станции оснащены средствами защиты и могут сопровождать цели в условиях применения противником активных помех за счет совместного использования радиолокационных и оптических средств. Это и соблюдение норм частотно-территориального разноса рабочих частот станций обеспечивают живучесть боевой машины в условиях применения ПРР типа «Шрайк» и действия в составе подразделения.

Непроницаемый щит ЗПРК «Тунгуска». Часть 1

Цифровая вычислительная система (ЦВС) предназначена для автоматизации боевой работы ЗСУ, выбора оптимального режима работы системы управления огнем, вида оружия и режима огня с учетом дальности и скорости цели.

30-мм двуствольные зенитные автоматы 2А38 с принудительным охлаждением стволов служат для кругового обстрела воздушных и наземных (надводных) целей в вертикальной плоскости от -9° до +85° в любой боевой и погодно-климатической обстановке осколочно-фугасно-зажигательными и осколочнотрассирующими снарядами. По темпу стрельбы (4810 выстрелов в минуту) и боекомплекту (1904 патрона) ЗПРК превосходит зарубежные аналоги.

Каждый из двух автоматов имеет свой механизм подачи патронов в каждый ствол из общей патронной ленты и один стреляющий механизм ударного действия, обслуживающий поочередно левый и правый стволы. Дистанционное управление стрельбой осуществляется электроспуском. Патронная лента снаряжается снарядами осколочно-фугасно-зажигательного и осколочнотрассирующего действия в соотношении 4:1 соответственно. Автоматы надежны в эксплуатации и обеспечивают безотказную работу при температурах от -50° до +50° С , при дожде, обледенении и запыленности, стрельбе без чистки в течение 6 суток с ежесуточным отстрелом до 200 патронов на автомат и с сухими (обезжиренными) деталями автоматики. Без смены стволов автоматы обеспечивают производство не менее 8000 выстрелов при соблюдении режима стрельбы 100 выстрелов на автомат с последующим охлаждением стволов. Начальная скорость снарядов — до 980 м/с.

Твердотопливная ЗУР 9М311 предназначена для обстрела воздушных целей с короткой остановки и с места в условиях их оптической видимости. Она выполнена по бикалиберной схеме с отделяемым двигателем и полуавтоматической радиокомандной системой управления с ручным сопровождением цели и автоматическим выводом ракеты на линию визирования.

Двигательная установка выполнена в виде однорежимного облегченного стартового двигателя в пластмассовом корпусе, который за 2,6 с работы сообщает ракете начальную скорость 900 м/с и отделяется. Для исключения задымления линии оптического визирования цели полет ракеты на стартовом участке осуществляется по дугообразной траектории с использованием радиокоманд.

Маршевая ступень ракеты массой 18,5 кг после вывода на линию визирования цели продолжает полет в баллистическом режиме при средней (максимальной) скорости и располагаемых перегрузках около 600 (910) м/с и 18 ед. соответственно. Это обеспечивает поражение скоростных (до 500 м/с) и маневрирующих с перегрузкой 5-7 ед. целей на встречных и догонных курсах.

Непроницаемый щит ЗПРК «Тунгуска». Часть 1

30-мм двуствольные зенитные автоматы 2А38 с принудительным охлаждением стволов служат для кругового обстрела воздушных и наземных (надводных) целей

Поражение цели осуществляется осколочно-стержневой БЧ с контактным и неконтактным (лазерным) взрывателями. Для повышения эффективности стрежневые поражающие элементы заключены в рубашку из готовых элементов массой 2-3 г, образующих после ее подрыва осколочное поле. БЧ массой 9 кг обеспечивает режущее действие элементов конструкции планера и зажигательное — элементов ее топливной системы, а при малых промахах (до 1,5 м) — фугасное действие.

Неконтактный датчик цели (НДЦ) представляет собой четыре полупроводниковых лазера с фотоприемниками. Первые образуют 8-лучевую диаграмму направленности перпендикулярно продольной оси ракеты, вторые улавливают отраженный от цели лазерный сигнал. Дальность уверенного срабатывания НДЦ достигает 5 м, надежного несрабатывания — 15 м. Он взводится по радиокомандам за 1 км до встречи ЗУР с целью. Контактный взрыватель, при высокой вероятности прямого попадания ЗУР в цель (около 60%), позволяет использовать их для поражения, при необходимости, наземных и надводных целей. В этом случае НДЦ перед стартом ЗУР отключается.

Система управления ракетой по высоте не имеет ограничений, и для поражения цели требуется лишь ее оптическая видимость. Полностью боеготовая ракета, массой 42 кг, поступает в эксплуатацию в транспортно-пусковом контейнере, масса которого с ЗУР составляет 57 кг.

Функционирование боевой машины 2С6 осуществлялось в основном автономно, но не исключалась и работа в системе управления средствами ПВО СВ.

При автономной работе обеспечивались:

  • поиск цели (круговой — с применением станции обнаружения, секторный — с помощью станции сопровождения или оптического прицела);
  • опознание государственной принадлежности обнаруженных самолетов и вертолетов с помощью встроенного запросчика;
  • сопровождение цели по угловым координатам (автоматическое с помощью станции сопровождения, полуавтоматическое — с использованием оптического прицела, инерционное — по данным цифровой вычислительной системы);
  • сопровождение цели по дальности (автоматическое или ручное — с применением станции сопровождения, автоматическое — с помощью станции обнаружения, инерционное — с использованием цифровой вычислительной системы, по установленной скорости, которая определялась командиром визуально по типу выбранной для обстрела цели).

При стрельбе по наземным движущимся целям применялся режим полуавтоматического или ручного наведения вооружения в упрежденную точку по дистанционной сетке прицела.

После поиска, обнаружения и опознавания цели станция сопровождения переходила на ее автосопровождение по всем координатам.

При стрельбе зенитными пушками цифровая вычислительная система решала задачу встречи снаряда с целью и определяла зону поражения по данным, поступающим с выходных валов антенны станции сопровождения, из блока выделения сигналов ошибок по угловым координатам и с дальномера, а также из системы измерения углов качек и курса боевой машины. В случае постановки противником интенсивных помех станции сопровождения осуществлялся переход на ручное сопровождение цели по дальности, а при невозможности даже ручного сопровождения — на сопровождение цели по дальности от станции обнаружения или на ее инерционное сопровождение. При постановке интенсивных помех станции сопровождения по угловым координатам сопровождение цели по азимуту и углу места осуществлялось оптическим прицелом, а при отсутствии видимости — инерционно (от цифровой вычислительной системы).

Непроницаемый щит ЗПРК «Тунгуска». Часть 1

ЗПРК «Тунгуска-М1» ведет огонь по наземной цели во время демонстрации на выставке REA-2008

При стрельбе ракетами применялось сопровождение цели по угловым координатам с помощью оптического прицела. После пуска ЗУР попадала в поле зрения оптического пеленгатора аппаратуры выделения координат ракеты. По световому сигналу от трассера ракеты в аппаратуре вырабатывались угловые координаты ЗУР относительно линии визирования цели, которые поступали в вычислительную систему. Она вырабатывала команды управления ЗУР, поступающие в шифратор, где они кодировались в импульсные посылки и через передатчик станции сопровождения передавались на ракету. Движение ракеты практически на всей траектории происходило с отклонением от линии визирования цели на 1,5 д.у. для снижения вероятности попадания отстреливаемой целью оптической (тепловой) помехи-ловушки в поле зрения пеленгатора. Ввод ракеты на линию визирования цели начинался за 2-3 с до встречи с целью и заканчивался вблизи от нее.

При отсутствии в вычислительной системе информации о дальности до цели от станций сопровождения или обнаружения использовался дополнительный режим наведения ЗУР, при котором ракета сразу выводилась на линию визирования цели, неконтактный датчик взводился через 3,2 с после старта ЗУР, а приведение боевой машины в готовность к пуску следующей ракеты осуществлялось по истечении времени полета ракеты на максимальную дальность.

Организационно четыре боевых машины комплекса «Тунгуска» сводились в зенитный ракетно-артиллерийский взвод зенитной ракетно-артиллерийской батареи, состоящей из взвода ЗРК «Стрела-10СВ» и взвода комплексов «Тунгуска». Батарея входит в состав зенитного дивизиона мотострелкового (танкового) полка. В качестве батарейного командирского пункта используется пункт управления ПУ-12М, который связан с командным пунктом командира зенитного дивизиона — начальника ПВО полка. В качестве последнего использовался пункт управления подразделениями ПВО полка «Овод-М-СВ» (подвижной пункт разведки и управления ППРУ-1) или его модернизированный вариант — «Сборка» (ППРУ-1М). В дальнейшем боевые машины комплекса «Тунгуска» должны были сопрягаться с унифицированным батарейным командирским пунктом 9С737 «Ранжир». При сопряжении комплекса «Тунгуска» с ПУ-12М, команды управления и ЦУ с последнего на боевые машины должны были передаваться голосом с помощью штатных радиостанций, а при сопряжении с командирским пунктом 9С737 — с помощью кодограмм, формируемых аппаратурой передачи данных, которой должны были быть оборудованы эти средства. В случае управления комплексами «Тунгуска» от батарейного командирского пункта анализ воздушной обстановки и выбор целей для обстрела каждым комплексом должны были производиться на этом пункте. В этом случае на боевые машины должны были передаваться распоряжения и целеуказания, а с комплексов на батарейным пункт — данные о состоянии и результатах боевой работы комплекса.

Предполагалось в дальнейшем обеспечить прямое сопряжение зенитного пушечно-ракетного комплекса с КП начальника ПВО полка с помощью телекодовой линии передачи данных.

Функционирование боевых машин комплекса «Тунгуска» обеспечивалось с применением транспортно-заряжающих машин 2Ф77М (на КамАЗ-43101, с 2-мя боекомплектами патронов и 8 ЗУР), машин ремонта и техобслуживания 2Ф55-1 (на Урал-43203 с прицепом) и 1Р10-1М (на Урал-43203, по радиоэлектронной аппаратуре), машин техобслуживания 2В110-1 (на Урал-43203, по артиллерийской части), автоматизированных контрольно-испытательных подвижных станций 9В921 (на ГАЗ-66), мастерских техобслуживания МТО-АТГ-М1 (на ЗиЛ-131).

(Продолжение следует)

Статья была опубликована в мартовскомномере журнала «Наука и техника» за 2013 год

По материалам

naukatehnika.com

Смотреть полностью

Похожее

Back to top button
Close
Close

Adblock Detected

Please consider supporting us by disabling your ad blocker