Военные технологии

Невзлетевшая пчела Индонезии: история самолета Sikumbang

Невзлетевшая пчела Индонезии: история самолета Sikumbang

Реалии локальных конфликтов второй половины двадцатого века показали, что современные (на тот момент) реактивные самолёты не всегда успешно справляются с задачами контрпартизанской борьбы. Они нуждаются в качественных аэродромах с длинными взлетно-посадочными полосами, не могут дежурить в воздухе, дабы оказать помощь своим войскам в нужный момент. Поражать наземные цели у них также выходило не очень эффективно: часто реактивные самолеты просто «проскакивали» над объектом атаки. Плюс были достаточно дороги.

Как оказалось, поршневые самолеты справляются с различными повстанцами намного эффективнее. И сейчас во многих странах мира самолеты, практически неотличимые по виду от машин Второй мировой, успешно несут боевую службу. Как ни странно, одними из первых задумались о создании машины, «заточенной» под борьбу с различными иррегулярными вооруженными формированиями задумались в стране, не имевшей на тот момент развитой авиационной промышленности, — Индонезии. Речь идет о первом самолете, разработанной в этой стране своими силами, — Sikumbang («Пчела»).

Невзлетевшая пчела Индонезии: история самолета Sikumbang

Самолет Sikumbang

У истоков создания первого индонезийского самолета стоит контр-адмирал Нуртанио Прингоадисурийо, человек, который многое сделал для развития авиации в Индонезии, погибший в 1966 при испытаниях самолета собственной конструкции. Строго говоря, самолеты на территории будущей Индонезии строились еще тогда, когда она была голландской колонией, но именно «Пчела» стала первым летательным аппаратом, созданным после обретения независимости. Разработка Sikumbang началась в 1951 году. Работала над ним «Экспериментальная секция» команда энтузиастов, насчитывавшая, включая уже упомянутого выше Нуртанио, 15 человек, многие из которых к разработке аэропланов настоящих пришли через клубы авиамоделирования. Предполагалось создать многоцелевой самолет, способный выполнять задачи лёгкого штурмовика, разведчика, учебно-тренировочной машины. К строительству прототипа перешли в 1953 году. Год спустя первый построенный самолет (NU-200, также встречается обозначение Х-01) совершил успешный пятнадцатиминутный полет. Тогда индонезийская машина совершила облет города Бандунг. Постройка первого индонезийского самолета была сопряжена с материальными трудностями. Так, пришлось применять дерево в его конструкции.

Невзлетевшая пчела Индонезии: история самолета Sikumbang

Проекции самолета Sikumbang

С самого начала самолет создавался с учетом того, что действовать ему придется с аэродромов низкого качества. Sikumbang было достаточно 350 м для взлета, и 150 – для посадки. Шасси было выполнено похожим на таковое «Цессны». NU-200 предполагалось вооружить двумя пулемётами калибра 7,7 мм в крыльях, на подкрыльевых пилонах можно было подвесить зажигательные бомбы или неуправляемые реактивные снаряды. Реально он испытывался с одним 7,7 пулеметом. NU-200 оснащался двигателем «De Havilland Gipsy Six » мощностью 200 л.с.

Невзлетевшая пчела Индонезии: история самолета Sikumbang

Индонезийский самолет Sikumbang

Второй прототип, получивший обозначение NU-225 (он же Х-02), оснащался мотором Continental O-47A мощностью 225 л.с. В отличие от предыдущей версии он был цельнометаллическим. По конструкции оба самолета были похожи. Первый полет NU-225 совершил 25 сентября 1957 года, причем за его штурвалом сидел сам Нуртанио Прингоадисурийо. Несмотря на успешные результаты испытаний, самолет не был запущен в производство. Причиной отказа от проекта стали финансовые возможности Индонезии в тот момент, не располагавшей средствами для создания с нуля новой отрасли промышленности.

Кроме технических характеристик, указанных выше, самолет Sikumbang обладал бы следующими (если отталкиваться от прототипа NU-200): длина 8,16 м, размах крыльев 10,61 м, высота 3,35 м. Вес пустого самолета составлял 795 кг. Максимальная скорость Sikumbang 256 км/ч, дальность полета составляла 960 км. Практический потолок 5030 м. Кабина обеспечивала пилоту хороший обзор, оснащение ее было предельно простым, но все необходимые приборы там были (указатель оборотов, высотомер, указатель уровня топлива, манометр и т.д.). «Пчела» была выполнена по схеме моноплана с низкорасположенным крылом. Экипаж – один человек.

Невзлетевшая пчела Индонезии: история самолета Sikumbang

Sikumbang в полете

Сравнение индонезийской машины с самолетами сходной конструкции и назначения, применявшимися в то же время (А-1 «Скайрейдер», Т-6 «Тексан»), показывает, что Sikumbang обладал менее мощным двигателем (200-225 л.с. против 2700 л.с. у «Тексана» и А-1). Соответственно, от этого страдали и прочие ТТХ: скорость, потолок и т.д. Отсутствие бронирования на нем могло бы серьезно затруднить его боевое применение. Наиболее близок Sikumbang был к самолетам сельскохозяйственным, например, американскому более позднему АТ-802 «Air Tractor» (который, тем не менее, может иметь некоторое военное применение). Но для такой страны, как Индонезия, создание «Пчелы» стало важным этапом в развитии собственной научно-производственной базы. И то, что сейчас индонезийские самолеты неплохо экспортируются в сопредельные государства, было бы невозможно без работы Нуртанио Прингоадисурийо и его группы энтузиастов.

Источники: indomiliter.com, aviadejavu.ru.

По материалам

naukatehnika.com

Смотреть полностью

Похожее

Back to top button
Close
Close

Adblock Detected

Please consider supporting us by disabling your ad blocker