Военные технологии

Первые немецкие танки. A7VU и сверхтяжелый «Колоссаль»

Первые немецкие танки. A7VU и сверхтяжелый «Колоссаль»

В стремлении обеспечить танку высокую проходимость и способность преодолевать траншеи в Германии разработали проект, получивший индекс A7VU. За основу была принята «британская схема» танка, где гусеницы охватывали корпус. Однако, в отличие от британских танков, подвеска A7VU была упругой — ходовые тележки, подобные использовавшимся на A7V, подвешивались на винтовых пружинах.

Первые немецкие танки на поле боя. Тевтонский ответ

Первые немецкие танки. A7VU и сверхтяжелый «Колоссаль»

Танк A7V № 503

Опытный A7VU был построен к лету 1918 г. и 25 июня вышел на испытания. Он имел массу 40 т, длину 8,3 м и высоту 3,2 м. Экипаж по сравнению с A7V уменьшился более чем в два раза и составлял всего семь человек.

Первые немецкие танки. A7VU и сверхтяжелый «Колоссаль»

Союзники осматривают трофейный A7V (№ 504 «Шнук»

В передней части корпуса размещалось боевое отделение, а силовую установку (аналогичную A7V — два двигателя «Даймлер» по 100 л. с. каждый) и трансмиссию сдвинули к задней части корпуса.

Первые немецкие танки. A7VU и сверхтяжелый «Колоссаль»

Корпус A7VU на испытаниях, лето 1918 г. Бортовые спонсоны еще не установлены, сквозь их проемы видны двигатели

Корпус обеспечивал лучшую защищенность, чем у британского образца — лобовая броня имела толщину 20 мм и наклон в 50°. Над крышей корпуса возвышалась бронерубка в форме усеченной пирамиды, которая предназначалась для наблюдения за полем боя.

Первые немецкие танки. A7VU и сверхтяжелый «Колоссаль»

Немецкие танки A7V № 528 «Хаген» (на переднем плане) и № 504 «Шнук», лето 1918 г.

Вооружение танка состояло из двух 57-мм пушек «Максим-Норденфельдт» и двух 7,92-мм пулеметов MG.08, установленных в спонсонах по бортам. Также имелась возможность установить еще один-два дополнительных пулемета в бортовых амбразурах перед спонсонами.

Топливные баки размещались в пространстве между днищем и полом боевого отделения.

Первые немецкие танки. A7VU и сверхтяжелый «Колоссаль»

Корпус A7VU (на заднем плане) и шасси A7V

На испытаниях A7VU продемонстрировал удовлетворительные характеристики. Танк имел лучшую, чем у англичан, обзорность с мест водителя и командира, а также более выгодные углы наведения пушек. Он мог преодолевать рвы шириной до 3,7 м и стенки высотой до метра, однако крупные низко посаженные спонсоны «цеплялись» за грунт и делали танк слишком широким. Но, оценив боевые качества A7VU, комиссия по проведению испытаний пришла к выводу, что в предложенном виде он не удовлетворяет требованиям. В сентябре 1918 г. испытания были прекращены, а опытная машина разобрана.

Первые немецкие танки. A7VU и сверхтяжелый «Колоссаль»

Танк A7VU на заводе, июнь 1918 г. Хорошо виден наклонный лобовой лист корпуса

***

Наряду с тяжелыми танками А7V и А7VU в Германии разрабатывался и сверхтяжелый танк весом около 150 т. Проект был утвержден в июне 1917 г. и получил символическое имя — Kolossal-Wagen. Были выданы контракты на постройку 10 машин. В апреле 1918 г. началось их изготовление, и к осени 1918 г. один танк «Колоссаль» был почти закончен, а для второго были готовы бронекорпус и комплект основных агрегатов и узлов (кроме двигателей). Масса танка составляла 150 т, длина — 12,8 м, высота — 3,3 м. Вооружение включало четыре 77-ммкапонирные пушки и шесть-семь 7,92-мм пулеметов MG.08. Из-за больших габаритов танк нужно было перевозить в разобранном виде и собирать уже в месте его применения. Корпус танка имел ромбовидный профиль с гусеницами, охватывающими корпус, толщина его броневых листов достигала 30 мм. Основное вооружение устанавливалось в широких спонсонах и бортовых амбразурах. Спонсоны сложной формы были съемными. В передней и задней стенках спонсона были сделаны амбразуры для установки двух пушек, кроме того в передней стенке спонсона имелась и пулеметная амбразура. Для наведения пушки служил телескопический прицел.

Первые немецкие танки. A7VU и сверхтяжелый «Колоссаль»

Схема-разрез танка A7VU

Танк обслуживали 22 члена экипажа, среди них два водителя и радист! Механики, следившие за состоянием двигателей, должны были также вести огонь из пулеметов в корме танка. В качестве силовой установки использовались два двигателя «Даймлер» мощностью по 650 л. с. каждый. Благодаря им танк должен был развивать скорость до 7,5 км/ч по шоссе. Однако из-за своих громадных размеров «Колоссаль» был неповоротлив, а обзор из башни управления оказался неудовлетворительным.

Первые немецкие танки. A7VU и сверхтяжелый «Колоссаль»

Модель 150-тонного немецкого танка «Колоссаль»

В конце концов военные признали, что его можно использовать только как передвижную батарею или «подвижный форт» в условиях позиционной войны. Однако ни одного сверхтяжелого танка до окончания войны немцы достроить так и не успели.

Первые немецкие танки. A7VU и сверхтяжелый «Колоссаль»

Реплика танка A7V Wotan в экспозиции музея в Мюнстере

В заключение можно сказать, что Германии оказалось вполне по силам в короткие сроки разработать несколько проектов и даже построить серию новых боевых машин. В техническом отношении немецкий тяжелый танк A7V не сильно уступал британским «ромбам». Но также невозможно отрицать, что появление немецких танков на фронте не оказало какого-либо существенного влияния на исход войны. Причина в том, что до окончания боевых действий немцам удалось построить всего 21 танк, тогда как только в Англии было построено 2 905 танков. Так, в решающем летнем наступлении 1918 г. на Марне немцы имели в своем распоряжении всего лишь 45 танков, включая восстановленные трофейные. Причем они не были сконцентрированы в единый кулак, а действовали малыми группами, а иногда даже поодиночке. По отдельности танки часто действовали даже очень эффективно, однако они не могли оказать большого влияния на общий ход событий. В этом отношении показательна цитата из воспоминаний генерала Людендорфа: «Возможно, что мне следовало производить более твердый нажим; возможно, что тогда мы обладали бы к решающему моменту 1918 года немного большим количеством танков, но я не скажу, за счет какой потребности армии их надлежало бы строить… Возможности массового применения танков мы бы в 1918 году все равно не добились; а только в массе танк имеет значение».

Первые немецкие танки. A7VU и сверхтяжелый «Колоссаль»

Два танка «Колоссаль» в процессе сборки

СПИСОК ТАНКОВ A7V ПО НОМЕРАМ И НАЗВАНИЯМ

  • 501 «Гретхен»:сдан на слом в 1919 г.
  • 502: сдан на слом в октябре 1918 г.
  • 503: сдан на слом в октябре 1918 г.
  • 504 «Шнук»: подбит в бою 31 августа 1918 г.
  • 505 «Баден I»: сдан на слом в 1919 г.
  • 506 «Мефисто»: захвачен противником 24 апреля 1918 г. (застрял на местности)
  • 507 «Циклоп»: сдан на слом в 1919 г.
  • 525 «Зигфрид»: сдан на слом в 1919 г.
  • 526: сдан на слом в 1918 г.
  • 527 «Лотта»: подбит в бою 1 июня 1918 г.
  • 528 «Хаген»: подбит в бою 31 августа 1918 г.
  • 529 «Никсе II»: захвачен противником 31 мая 1918 г.
  • 540 «Хайланд»: сдан на слом в 1919 г.
  • 541: сдан на слом в 1919 г.
  • 542 «Эльфриде»: брошен экипажем в бою 24 апреля 1918 г.
  • 543 «Хаген»: сдан на слом в 1919 г.
  • 560 «Старый Фриц»: подбит в бою 11 октября 1918 г.
  • 561 «Никсе»: сдан на слом в 1918 г.
  • 562 «Геркулес»: сдан на слом в 1918 г.
  • 563 «Вотан»: сдан на слом в 1919 г.
  • 564: сдан на слом в 1919 г.
По материалам

naukatehnika.com

Смотреть полностью

Похожее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button
Close
Close

Adblock Detected

Please consider supporting us by disabling your ad blocker