Военные технологии

Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации

Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации

Принятие на вооружение транспортно-боевого вертолета Ми-24А, поставки которого в отдельные вертолетные полки ВВС СССР начались в 1971 г. привело к качественному преображению советской армейской авиации и соответствовало взятому направлению на резкое повышение подвижности и огневой мощи частей сухопутных войск на поле боя. Вертолет Ми-24 стал «летающей боевой машиной пехоты», удачно дополнив другую новинку – гусеничную БМП-1. Он сочетал в себе все необходимые виды вооружений, включая противотанковый ракетный комплекс, со скоростью и маневренностью, обеспечивавшими защиту от огня вражеской войсковой противовоздушной обороны, которая в то время была представлена в основном малокалиберной зенитной артиллерией и переносными зенитными комплексами (ПЗРК) первого поколения, которые пока были весьма несовершенны.

СССР, первый полет – июнь 1972 г.

Однако наряду с неоспоримыми достоинствами первый опыт строевой эксплуатации вертолетов Ми-24А показал и их недостатки. Некоторые из них были известны заранее и обуславливались опозданием с разработкой комплектующих (прежде всего, в вооружении), другие были выявлены, только когда машина пошла в строевые части. И среди таковых оказалась неудачная компоновка кабины летчика и штурмана – оператора вооружения.

Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации

Транспортно-боевой вертолет Ми-24Д – основа ударной мощи советской армейской авиации в 1970-е годы в суровые времена первой холодной войны. На снимке машина Группы Советских Войск в Германии, снятая предположительно на аэродроме Стендаль в ГДР Фото: А. Артюх

Ми-24Д (В-24Д) проект в первоначальной редакции и натурный макет НЧФ, транспортно-боевой вертолет.

Для устранения выявленных в строевой эксплуатации недостатков вертолета Ми-24А и приведения его конструкции и комплектации в соответствие с ТТТ ВВС и утвержденным проектом Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля в 1971 г. под руководством Генерального конструктора Марата Тищенко начал проектирование модификации Ми-24В.

Основные отличия от серийного вертолета Ми-24А:

  • для экипажа (летчика и оператора вооружения) вместо единой кабины сделаны новые раздельные кабины с каплевидными фонарями – см. ниже;

Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации

Главным изменением при проектировании модификации Ми-24Д стала новая носовая часть с раздельными кабинами летчика и штурмана с хорошим обзором, пулеметной установкой УСПУ-24 с расширенными углами обстрела и улучшенной компоновкой систем ПТРК «Фаланга-ПВ». С ними вертолет приобрел совершенно новый «хищный» силуэт, за что был прозван «крокодилом» Фото: С.Г. Мороз
Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации
Кабины оператора и летчика вертолета Ми-24Д защищены большими лобовыми бронестеклами и металлической броней Фото: С.Г. Мороз
  • фонарь оператора (передний) состоит из козырька с наклонным плоским бронестеклом, и основной части в виде деформированной сферы («капли») с входным люком, который открывается слева, а также замкнутой по контуру подфонарной рамы;
  • фонарь летчика – командира экипажа (задний) состоит из козырька (по конструкции подобен фонарю оператора, но отличается размерами) и основной частью, также подобной кабине оператора, но с входной дверью слева по борту с механизмом принудительного открытия, в ее месте подфонарная рама разомкнута, а фюзеляж в этом месте усилен;
  • на бортах НЧФ сделаны ступеньки для удобства входа в кабины оператора и летчика;
  • в связи с введением новых кабин экипажа изменено размещение органов управления и оборудования в них;

Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации

Размещение оборудования по правому борту кабины оператора вертолета Ми-24ДФото: А. Артюх
Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации
Кабина летчика – командира экипажа вертолета Ми-24Д Фото: А. Артюх
Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации
Дверь кабины летчика вертолета Ми-24Д с механизмом открытияФото: А. Артюх
Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации
Органы управления в кабине летчика вертолета Ми-24ДФото: А. Артюх
Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации
Центральная часть приборной доски, ручка и педали управления в кабине летчика вертолета Ми-24ДФото: А. Артюх
  • между кабиной летчика справа от его кресла и отсеком десанта сделан проход, в короткий отсек, в котором размещено сиденье борттехника и его оборудование;
  • бронирование бортов и пола кабин экипажа защищены дополнительным бронированием;
  • в связи с введением новой конструкции кабин летчика и оператора вооружения полностью переделана носовая и в значительной части – средняя части фюзеляжа, было перекомпоновано оборудование и часть его была размещена на стойках у перегородки, разделяющей кабины летчика и десанта, из-за чего максимальная длина кабины десанта уменьшилась на 365 мм, а высота – на 10 мм;
  • в связи с изменением конструкции СЧФ и уменьшением пространства кабины десанта объем внутренних баков уменьшен с 2250 до 2210 л, а также сделаны новые устанавливаемые в кабине десанта дополнительные баки меньшей емкости – 2 по 980 вместо 1030 л;
  • упрощена конструкция системы уборки-выпуска передней опоры шасси, угол поворота стойки при уборке уменьшен, уменьшилась глубина ниши, в новой конструкции ПОШ убирается лишь частично и ниша не закрывается створками полностью, что отразилось на скоростных качествах и дальности вертолета лишь незначительно;

Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации

Передняя опора шасси вертолета Ми-24Д убирается в фюзеляж лишь частично и ее ниша закрывается только в передней части, тем не менее, максимальная скорость этой модификации на 15 км/ч больше, чем у Ми-24А с полностью закрываемой нишей ПОШФото: А. Артюх
  • вместо ПТРК 9П46М «Фаланга-М» предусмотрен новый «Штурм-В» с четырьмя сверхзвуковыми ПТУР «Кокон» в герметичных контейнерах и полуавтоматическим радиокомандным наведением по методу трех точек;
  • в новом ПТРК изменено расположение пультов управления, оптического визира (новый гиростабилизированный оптический визир с двумя полями зрения установлен по правому борту кабины, его окуляр и рукоятки управления, которыми оператор удерживает метку на цели, находится справа от него, а объектив, прикрытый оптическими стеклами и открываемыми дюралевыми щитками с гидромеханическим приводом и реечным механизмом, – в обтекателе под фюзеляжем также по правому борту), вместо ручной радиокомандной системы 9С431М3 установлена полуавтоматическая «Радуга-Ф» с рупорной антенной в асимметричном обтекателе под левым бортом НЧФ (диаграмма направленности антенны 12° по вертикали и 16,5° по горизонтали, для наведения на цель вне этого сектора он поворачивается вокруг вертикальной оси на угол ±50°, расширяя возможный сектор применения ПТУР);

Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации

Пулеметная установка УСПУ-24 вертолета Ми-24Д повысила не только огневую мощь винтокрылого штурмовика, но и гибкость применения вооружения благодаря расширению секторов обстрела и удобству прицееливанияФото: С.Г. Мороз
Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации
Кабина оператора, пулеметная установка УСПУ-24 и гиростабилизированный оптический визир противотанкового ракетного комплекса «Фаланга-ПВ» вертолета Ми-24Д Фото: А. Артюх
  • вместо установки НУВ-1 с пулеметом А-12,7 в НЧФ разместили унифицированную стрелковую подвижную установку УСПУ-24 с пулеметом системы Якушева и Борзова ЯкБ-12,7 (рост секундного залпа в 4,7 раза, дульной мощности – в 4,4 раза) с прицельной станцией КПС-53АВ оператора (летчик может вести огонь из пулемета, зафиксированного прямо по курсу, пользуясь своим колиматорным прицелом ПКВ и наводя его на цель маневром вертолета);

Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации

Смонтированная в кабине оператора перед лобовым бронестеклом прицельная станция КПС-53АВ системы стрелково-пушечного вооружения СПСВ-24, которая обеспечивает наведение подвижной установки УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7 Фото: А. Артюх
Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации
Установка колиматорного прицела ПКВ в кабине летчика вертолета Ми-24ДФото: А. Артюх
  • предусмотрено применение подвесного стрелково-пушечного вооружения – на первом этапе двух унифицированных пушечных контейнеров УПК-23-250 с одной пушкой ГШ-23 в каждом (калибр 23 мм, боезапас по 250 патронов), для II этапа шла разработка гондол универсальных вертолетных УВ (9А662) с с одним 30-мм гранатометом 213П-А (А-17А) или с одним пулеметом ЯКБ-12,7 и двумя пулеметами ГШГ-7,62 в каждой;
  • все встроенное и подвесное стрелково-пушечное вооружение вертолета сведено в систему СПСВ-24, которая обеспечивала связь оружия с прицелами через аналоговый вычислитель «Аист», выдававший поправки при стрельбе в зависимости от вектора скорости вертолета и положения цели;
  • для контроля результатов применения вооружения сделана дополнительная установка фотокинопулемета ПАУ-457-2М (применявшийся на Ми-24А ФКП типа С-13 также остался, но его установка изменена в соответствии с новой компоновкой кабины);
  • остальное вооружение – по типу Ми-24А;

Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации

Блоки УБ-32А-73 на 32 неуправляемые ракеты С-5 калибра 57 мм каждый – наиболее часто применяемое вооружение вертолетов Ми-24Д в 1970-х гг.Фото: А. Артюх
  • из состава пилотажно-навигационного оборудования исключена РСБН «Веер-АД», которая по направляемым разработчику вертолета сведениям в строевой эксплуатации почти не использовалась;
  • установлена станция предупреждения об облучении СПО-19 «Сирена-3М», антенны на концах задних обтекателей внешних балочных держателей и на пилонах пусковых рам ПТУР, позволяла обнаруживать излучение РЛС в диапазоне 1,8-4 см в передней и задней полусферах и примерно определять направление на источник угрозы;
  • из состава десантно-транспортного оборудования исключена бортовая грузовая стрела ЛПГ-4 с подъемной лебедкой и др.

Разработка ПТРК «Штурм-В» по-прежнему шла с отставанием от плана, тогда как все другие новые комплектующие, а также собственные доработки планера, сделанные МВЗ, были готовы к внедрению. Чтобы не задерживать поставки усовершенствованного вертолета, было принято решение разработать «промежуточную» модификацию Ми-24Д с ПТРК «Фаланга-ПВ» с четырьмя ракетами 9М17П «Скорпион» с конструкцией, близкой к серийной ракете 9М17М, но с полуавтоматическим наведением вместо ручного, новая ракета была легче и меньше при такой же способности пробить 500 мм гомогенной брони, минимальная высота применения уменьшена с 20 до 10 м, что было важно для атаки танков, прикрытых МЗА, однако скорость ее уменьшилась с 220 до 170 м/с, что вызвало увеличение времени атаки на 30%.

Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации

Пусковые устройства ракет ПТРК «Фалагна-ПВ» вертолета Ми-24ДФото: А. Артюх

Ми-24Д (В-24Д) 1-й опытный, транспортно-боевой вертолет.

Построен МВЗ в соответствии с «промежуточным» проектом с ПТРК «Фаланга-ПВ» в частичной комплектации – без установки УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7. Вертолет имел установку рулевого винта справа по типу Ми-24А первых серий.

Вертолет сдан на заводские испытания в 1-й половине 1972 г. и совершил первый полет по программе ЗИ в июне 1972 г.

Основное внимание на ЗИ было уделено проверке новой конструкции кабин и фюзеляжа, работе топливной и электрической систем, а также пилотажно-навигационного оборудования.

Сведений о передаче этого вертолета на ГИ не обнаружено.

Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации

Втулка несущего винта вертолета Ми-24ДФото: А. Артюх
Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации
Левая основная опора шасси вертолета Ми-24Д Фото: А. Артюх
Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации
Отсек десанта вертолета Ми-24ДФото: А. Артюх

В-24 (Ми-24Д) проект в окончательной редакции, 2-й и 3-й опытные (без б/№), транспортно-боевой вертолет.

Построены МВЗ 1972 г. с установкой УСПУ-24.

Доработка двух уже летавших вертолетов В-24 опытной серии выполнена МВЗ во 2-й половине 1972 г.

Сведения об установленном на них ПТРК противоречивы: по одним данным при сдаче на испытания был смонтирован «Штурм-В», по другим – «Фаланга-ПВ».

По сравнению с 1-м опытным образцом были изменения в размерах вертолета:

  • длина фюзеляжа (со стволом пулемета) увеличилась на 350 мм;
  • клиренс на стоянке уменьшился на 120 мм.

ЗИ были проведены в конце 1972 – начале 1974 гг. и были направлены в основном на отработку новых компонентов вооружения – ПТРК и УСПУ-24.

СГИ вертолета провели с февраля по ноябрь 1974 г. летчики ГНИКИ ВВС С.В. Петров, М.В. Разомазов, Л.З. Татарчук, ведущий инженер – Г.И. Кузнецов. Они завершились с положительной оценкой, подтвердив значительное улучшение обзора с мест штурмана и оператора – по этому показателю Ми-24 был признан лучшим среди всех боевых ЛА ВВС СССР.

Летные данные вертолета с новой аэродинамикой также улучшились – скорость полета без подвесок на уровне моря (МСА) увеличилась с 320 до 335 км/ч, что было выше любого другого военного вертолета и до сих пор остается очень высоким показателем.

Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации

С точки зрения обзора из кабин Ми-24Д стал лучшим боевым летательным аппаратом в советских ВВСФото: А. Артюх

В ходе СГИ и далее в ГНИКИ ВСС проведен ряд специальных испытаний вертолета Ми-24Д:

  • выполнение фигур сложного пилотажа (вираж с минимальным радиусом, форсированный (боевой) разворот, горка, поворот и разворот на горке, пикирование и др., было выдано заключение о возможности их применения строевыми летчиками и разработаны соответствующие методики обучения;
  • испытания ПОС в условиях Заполярья;
  • 1975 г. проведены испытания центробежных пылезащитных устройств (ПЗУ), устанавливаемых на воздухозаборники двигателей (обеспечили степень очистки воздуха в пределах 70-75%, комплект весит 55 кг, отбирает 220 л.с. мощности и снижает дальность полета вертолета на 1,5-2%, но межремонтный ресурс оснащенных ими двигателей ТВ3-177 III серии увеличился с 300 до 750 ч, а назначенный достиг 1500 ч);
  • испытания в условиях высокогорья и высоких температур;
  • испытания прерванного и продолженного взлета;
  • испытания посадки с одним и двумя неработающими двигателями.

Эти испытания также завершилась с удовлетворительной оценкой.

По завершении СГИ были проведены полномасштабные ВИ вертолета, которые подтвердили его пригодность к строевой эксплуатации.

Отработать все элементы вооружения и оборудования новой модификации Ми-24 с ПТРК «Штурм-В» не удалось, и было принято решение принять на вооружение ВВС СССР и запустить в производство модификацию Ми-24Д с упрощенным вооружением с ПТРК «Фаланга-ПВ».

Остальное ракетное и бомбовое вооружение вертолета осталось таким же, как на Ми-24А на 1974 г.

Вертолет Ми-24Д принят на вооружение ВВС СССР Совместным постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 29 марта 1976 г., когда его серийное производство и поставки шли уже около четырех лет.

Ми-24Д (изд. 246) серийный выпуска Ростовского вертолетного завода, транспортно-боевой вертолет. Приказ по МАП об освоении производства Ми-24Д на РВПО был подписан 13.02.72 г. В то же время основным предприятием по выпуску Ми-24Д был определен авиационный завод «Прогресс» имени Н.И. Сазыкина в г. Арсеньев, куда РВЗ передавал отработанную его службами и производством серийную рабочую конструкторскую и технологическую документацию.

Вертолеты головной серии (5 шт.) построены в 1973 г. и были переданы для проведения различных видов испытаний.

В дальнейшем РВЗ строил вертолеты этой модификации в основном на экспорт (в т.ч. Ми-25 и Ми-24ДУ).

Ми-24Д серийный завода «Прогресс», транспортно-боевой вертолет. Серийное производство вертолета началось в 1973 г. (вертолет был запущен в серию на РВЗ с незначительным опережением).

Основное производство и внесение доработок шли на заводе «Прогресс».

В ходе выпуска вертолета Ми-24Д были внедрены следующие изменения в его конструкции и комплектации:

  • с середины 1974 г. для улучшения управляемости введена установка рулевого винта слева от килевой балки (что потребовало изменения ее конструкции, трансмиссии, системы управления и самого РВ подобно вертолетам Ми-24А с такой же доработкой);

Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации

Серийный вертолет Ми-24Д, построенный заводом «Прогресс» в Арсеньеве в первой половине 1970-х гг. – машина еще без пылезащитных устройств на воздухозаборниках двигателей, но уже с установкой рулевого винта слева от килевой балки, внедренной в 1974 г.Фото: архив С.Г. Мороза
Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации
Установка рулевого винта на вертолете Ми-24Д последних серийФото: А. Артюх
Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации
Стык хвостовой и килевой балок, стабилизатор, антенна ответчика свой-чужой и предохранительная хвостовая «пята» шасси вертолета Ми-24Д сер. № 3532462609159 – машина поздних серий с левым расположением рулевого винта. Фото: А. Артюх
  • с середины 1974 г. коротковолновая связная радиостанция «Карат М-24» дополнена УКВ-радиостанцией Р-828 «Эвкалипт М-24»;
  • на последних сериях коротковолновая связная радиостанция «Карат М-24» заменена новой «Ядро-11»;
  • вместо командной радиостанции «Перо-1» установлена Р-863 с изменением АФС;
  • установлен магнитофон МС-61 «Лира» для записи переговоров экипажа;
  • ФКП С-13 перенесен в обтекатель в законцовку левой консоли крыла;
  • на последних сериях выпуска 1977 г. введена установка двигателей ТВ3-117 сер. III с ПЗУ (см. выше);

Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации

Вертолет Ми-24Д последних серий выпуска – борт 08 ВВС ГСВГ. Предположительно – аэродром Стендаль, ГДР, 1980-е годы Фото: А. Артюх

На заводах в Ростове и в Арсеньеве производство продолжалось до 1977 г., на обоих заводах построено 340 шт. Основное число вертолетов Ми-24Д для ВВС СССР было построено заводом «Прогресс».

В ходе строевой эксплуатации по опыту войны в Афганистане и строевой эксплуатации в различных природно-климатических и тактических условиях вертолет Ми-24Д получал дальнейшие доработки по бюллетеням промышленности (однако часть из них была инициирована и разработана инженерными службами ВВС СССР):

  • с целью повышения высотности, а также обеспечения взлета с высокогорных площадок в условиях жаркого климата на двигателях установили устройства для впрыска воды перед турбиной и электронные регуляторы, что позволило кратковременно повышать мощность на взлете и увеличить статический потолок (на висении) до 2100 м;
  • установлены двигатели ТВ3-117В (ТВ3-117ВМ, изделие «78В», мощность взлетная 2200 л.с. сохраняется до высоты 2200 м в условиях МСА и до температуры +30°С на Н=0 м, номинальная 1700 л.с., удельный вес 0,117 кг/л.с., удельный расход топлива 0,23…0,265 кг/л.с.*ч, полностью взаимозаменяемы с ТВ3-117 сер. III);
  • усилено вооружение – обеспечено применение двух гондол ГУВ и четырех блоков НАР Б-8В-20 (по 20 НАР С-8 калибра 80 мм в каждом);
  • для снижения поражения УР с тепловыми ГСН (прежде всего, это было связано с развитием ПЗРК, которые не только становились основным вооружением армейской ПВО стран НАТО, но и передавались ими бандформированиям по всему миру) на вертолетах ставились экранно-выхлопные устройства (ЭВУ) на сопла двигателей, которые закрывали их от прямого «видения» ГСН ракеты и смешивали горячий поток выхлопных газов с холодным забортным воздухом, снижая контраст температур с 500…600 °С до 150…200 °С и соответственно вероятность захвата ГСН ракеты, на фюзеляже за отсеком ВСУ устанавливалась лампа инфракрасных помех (ЛИП, она же – СОЭП-В-1А или Л166В-11Е, создает мигающие уводящие помехи), а под хвостовой балкой – две или 4 кассеты АСО-2В на 32 уводящих ИК-ловушки каждая, отстрел производится сериями по 2, 4, 6, 8 или 16 ловушек на каждую кассету в одну или в обе стороны);

Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации

В войне в Афганистане советские вертолетчики впервые напрямую столкнулись с применением противником ПЗРК с тепловым наведением, что потребовало создания экранно-выхлопных устройств, защищающих сопла двигателей. Их первые образцы были тяжелыми и громоздкими Фото: архив С. Сергеева
Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации
Вертолет Ми-24Д последних серий с лампой инфракрасных помех ЛИП, она же – СОЭП-В-1А или Л166В-11ЕФото: Интернет
Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации
Лампа инфракрасных помех (на снимке на вертолете Ми-24Д ВВС Польши) требовала крайне бережного отношения и если в полете ее использование не планировалось, ее оставляли закрытой колпаком, а часто и вовсе снималиФото: Интернет
Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации
Пустой кронштейн лампы инфракрасных помех вертолета Ми-24Д Фото: А. Артюх
  • на части вертолетов (прежде всего, экспортных Ми-24Д компл. «А», см. ниже) вместо станции предупреждения об облучении РЛС противника СПО-19 «Сирена-3М», дающей только направление на источник угрозы, установлена новая СПО-15Л (Л-006) «Береза-Л» разработки ЦКБ автоматики, г. Омск; она не только обнаруживала излучение, но и фиксировала тип РЛС, запоминая до шести их вариантов, и определяя степень их опасности, значительно повысилась точность определения направления на радар в передней полусфере благодаря установке двух широкополосных линзовых антенн по бортам кабины оператора и других антенн на планере вертолета; вся информация выдавалась на индикатор в кабине;

Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации

Установка линзовых широкополосных антенн усовершенствованной станции предупреждения об облучении РЛС противника СПО-15Л «Береза» (Л006) по бортам кабины оператора на доработанном вертолете Ми-24Д Фото: Интернет
  • обеспечено применение разовых бомбовых кассет РБК-250 и РБК-500 (в т.ч. на минирование), а также контейнеров для мелкокалиберных бомб и мин КМГ-У;
  • в опытном порядке для борьбы с воздушными целями обеспечена возможность применения двух ракет воздух-воздух малой дальности стрельбы Р-60 с ИК ГСН, для чего под крылом обеспечена установка пусковых устройств ПУ-60-I, смонтированы цепи проверки и пуска, а в кабине установлен индикатор захвата цели, сопряженный с прицелом ПКВ (испытания пройдены с удовлетворительной оценкой в т.ч. в условиях Афганистана, но доработка в серию не внедрялась, т.к. более выгодным оказалось применение для этого ПЗРК, модификация для вертолетного применения которых была разработана и внедрена на Ми-35М).

Об эксплуатации вертолетов Ми-24Д в СССР и за его пределами будет сказано в дальнейшем общем разделе, посвященном этому вопросу.

Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации

Подготовка к снаряжению блоков УБ-16 неуправляемыми ракетками С-5 на вертолете Ми-24Д ВВС ГСВГФото: А. Артюх

Ми-24Д экспортный в комплектации «А» серийный производства РВЗ, транспортно-боевой вертолет. Экспортный вариант Ми-24Д производства Ростовского вертолетного завода для поставок в страны ОВД.

Вертолеты строились РВЗ и по конструкции и комплектации не отличался от предназначенных для ВВС СССР. Первоначально имели технические надписи на русском языке, которые постепенно заменялись на собственные уже эксплуатантом.

Вертолеты Ми-24Д компл. «А» строились РВЗ в 1970 … 1980-х гг. и поставлялись для ВВС всех стран Организации Варшавского Договора за пределами СССР.

Ми-25 серийный производства РВЗ, транспортно-боевой вертолет. Экспортный вариант Ми-24Д производства Ростовского вертолетного завода в комплектации «Б» для поставок в страны, не входящие в ОВД.

От экспортного варианта Ми-24Д компл. «А» первых серий имел следующие отличия:

  • установлено РЭО (в т.ч. ответчик системы определения государственной принадлежности, радиостанции) в комплектации, разрешенной к экспорту;
  • по ряду источников на вертолетах Ми-25 устанавливался упрощенный экспортный вариант ПТРК, который изготавливался на машиностроительном заводе в г. Ковров Владимирской обл. РСФСР под наименованием «Скорпион» (как и собственно ракета), однако подтвердить существование такой модификации ПТРК пока не удалось и по данным разработчика (ПО «Точмаш») на Ми-25 устанавливался ПТРК «Фаланга-ПВ», такой же, как и на остальных боевых модификациях Ми-24Д;
  • технические надписи выполняются на языке, согласованным с заказчиком;
  • единичные и групповые комплекты запчастей и СНО – по согласованию с заказчиком.

Вертолеты Ми-25 строились РВЗ в 1980-х гг., но часть поставленных вертолетов Ми-25 представляли собой обычные Ми-24Д, снятые с вооружения ВВС СССР и приведенные к указанной выше комплектации для поставки за рубеж.

Ми-24ДУ (изд. 249) серийный выпуска РВЗ, учебно-тренировочный вертолет, предназначенный для отработки всех элементов пилотирования и навигации Ми-24Д.

От базовой комплектации Ми-24Д имеет следующие отличия:

  • не установлены ПТРК и система СПСВ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7 и прицелами (вооружение – блоки НАР, бомбы, РБК, оружие десанта);
  • установлено полноценное двойное управление и полный комплект ПНО и приборов контроля систем в передней кабине (для летчика-инструктора).

Головной вертолет был построен РВЗ и прошел испытания в 1980 г.

В начале 1980-х гг. запущен в серийное производство на РВЗ, где выпускался малыми сериями вместе с Ми-25У.

Ми-24ДУ компл. «А» серийный экспортный выпуска РВЗ, учебно-тренировочный вертолет. Экспортный вариант Ми-24ДУ производства Ростовского вертолетного завода для поставок в страны ОВД.

Вертолеты строились РВЗ и по конструкции и комплектации не отличался от предназначенных для ВВС СССР. Первоначально имели технические надписи на русском языке, которые постепенно заменялись на собственные уже эксплуатантом.

Вертолеты Ми-24ДУ компл. «А» строились РВЗ в 1970 … 1980-х гг. и поставлялись для ВВС тех же стран ОВД, которые получали боевые Ми-24Д

Ми-25У серийный производства РВЗ, транспортно-боевой вертолет. Экспортный вариант Ми-24Д производства Ростовского вертолетного завода в комплектации «Б» для поставок в страны, не входящие в ОВД.

От экспортного варианта Ми-24ДУ компл. «А» первых серий имел те же отличия, что были между Ми-24Д и Ми-25. Вооружение – по типу Ми-24ДУ.

Транспортно-боевой вертолет Миль Ми-24Д и его модификации

Вертолет Ми-24Д последних серий выпуска – за отсеком ВСУ на фюзеляже крепление для лампы инфракрасных помех Л166В-11Е, но сама она не установленаФото: А. Артюх

Хотя вертолетов Ми-24Д и их модификаций было построено достаточно много и они в целом показали себя хорошо, их принятие на вооружение и запуск в серийное производство был мерой вынужденной и временной. Это позволило не задерживать развитие армейской авиации Советского Союза до внедрения нового противотанкового ракетного комплекса «Штурм-В», отвечающего всем требованиям того времени и имеющего достаточные резервы для дальнейшего совершенствования.

И когда его разработка была успешно завершена, место Ми-24Д в цехах авиазаводов в Арсеньеве и Ростове заняла новая основная модификация транспортно-боевого вертолета – Ми-24В.

Смысл использованных в статье и таблицах определений, понятий и сокращений можно узнать, открыв наш краткий словарь по авиации и ракетной технике

Подробные тактико-технические данные описанного здесь вертолета смотрите в таблице ТТХ Ми-24Д

Подробные сведения о вооружении и оборудовании описанных здесь вертолетов смотрите в таблице АВ и РЭО Ми-24Д

Список использованных источников будет дан в последнем разделе Справочника, посвященном вертолетам этого семейства

Продолжение следует

По материалам

naukatehnika.com

Смотреть полностью

Похожее

Back to top button
Close
Close

Adblock Detected

Please consider supporting us by disabling your ad blocker